• Алекандра Афанасьева

"Закон достаточного основания" Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр


Годы жизни

1788-1860


Место рождения

Данциг (сейчас Гданьск, Польша)


Профессия

Философ


Избранные труды


"О четверояком корне закона достаточного основания", "О зрении и цветах", "Две основные проблемы этики", "Об основе морали", "Мир как воля и представление", "О воле в природе", "Парерга и Паралипомена"


Артур Шопенгауэр изучал медицину и философию в Геттингенском университете, занимался наукой и преподавательской деятельностью в Берлинском и Йенском университетах. Одно из самых известных произведений философа - его диссертация "О четверичном корне достаточного основания", которую он защитил в 25-летнем возрасте. Помимо родного немецкого языка ученый владел несколькими европейскими языками и латынью.


Философ был известен своим неуживчивым характером, который подтолкнул его к разрыву с сестрой и матерью, а также стал причиной раздоров в научном сообществе. Вторую половину жизни Шопенгауэр провел уединенно во Франкфурте, и мировую известность приобрел в последние годы после публикации книги "Парерга и Паралипомена" ("Примечания и дополнения").


Шопенгауэр получил прозвище "философ пессимизма". Его философия в части пессимизма формировалась под влиянием индуизма и буддизма, а в ее идеалистической направленности - на основе учений Платона и Иммануила Канта. При этом он был большим ценителем произведений искусства и музыки, которую называл "снимком самой воли". Также Шопенгуэр описывал закономерности появления смешного в искусстве и обладал уникальным афористическим стилем письма.


Для философа высшая воля выступала в качестве первоначала Вселенной. Воля нелогична, бессознательна, едина. Объективную сторону мира сложно познать, мир - это набор представлений о нем человека. Познать себя человек может, проявляя волю, мотивацию. Шопенгауэр считал, что "человек - это совершеннейшее явление воли". Он был первым, кто ввел понятие "мотивация", выступая за то, чтобы человек обладал самостоятельным, а не "книжным" мышлением, свободой воли как предпосылкой и условием морали.


Закон достаточного основания, сформулированный философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем, Шопенгауэр подвергал критике, развив свое понимание причинно-следственных связей явлений. Закон он рассматривал в четырех различных плоскостях. Закону причинности подчинены предметы эмпирической (физической) реальности. Закону познания - отвлеченные понятия, в которых есть умозрительная логика между причиной и следствием. Закону бытия следуют связи пространства и времени, а закон мотивации управляет деятельностью человека.



Артур Шопенгауэр: "Ученые - это те, которые начитались книг; но мыслители, гении и двигатели человечества - это те, которые читали непосредственно в книге Вселенной"


Артур Шопенгауэр: "Философия — это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что ее искали на дороге науки вместо того, чтобы искать ее на дороге искусства"



Просмотров: 0Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все