• Мастер Бо

«Эволюция личности», А.Г. Асмолов.

Пост обновлен окт. 16

Александр Григорьевич Асмолов


Годы жизни

Родился 22 февраля 1949 года


Место рождения

Москва (СССР)


Профессия

Психолог, общественный деятель.


Избранные труды

«Психология личности: культурно-историческое понимание человека», «Культурно-историческая психология и конструирование миров», «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии», «Оптика просвещения: социокультурные перспективы», «Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции»

Александр Григорьевич Асмолов получил в Москве высшее педагогическое и психологическое образование. В 1996 году стал доктором психологических наук, позднее - профессором, академиком РАО. Заведует кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В конце 20-го века и вначале 21-го века Александр Асмолов неоднократно занимал руководящие должности в государственных органах управления образованием, выступал разработчиком различных программ образования. Стал членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, руководителем и членом различных психологических обществ, а также редакционных коллегий изданий образовательной и психологической направленности.


Александр Асмолов одним из своих главных постулатов считал тезис о том, что развитие системы возможно только при наличии в ней большого числа индивидуальных различий и изменчивости. Это позволило ему создать концепции и программы вариативного образования (индивидуальные образовательные траектории), а также отстаивать принципы межкультурного диалога, предотвращения межнациональных конфликтов и толерантности.


Одно из главных среди многочисленных достижений ученого - разработка оригинального историко-эволюционного подхода к психологии личности. Благодаря Асмолову психология личности оформилась в современной психологии в самостоятельную дисциплину.


В своем историко-эволюционном подходе Александр Асмолов предпринял попытку соединить независимые и даже противопоставляемые до того три больших направления исследования человека: с одной стороны социальную и культурно-историческую психологию (человек - как существо общественное, обусловленное культурой и историей), с другой стороны психофизиологический и эволюционный подходы (человек - как существо биологическое, относящееся к определенной этнической среде, расе), а также персоногенетический подход (исследование жизненного пути человека).


Ученому удалось выявить универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе. Эти три понятия у Асмолова сопряжены с понятиями индивида, личности и индивидуальности. Это значит, что природные, эволюционные условия рождения человека - биогенез - обуславливают его как индивида. Социогенез - факторы развития человека как социального существа в процессе деятельности - формируют из индивида личность. В свою очередь, личность трансформируется в индивидуальность через проблемы выбора, воли, мотивации, характера, способностей, и это именуется персоногенезом. К воззрениям Александра Асмолова следует добавить понятие космогенеза, которое можно трактовать как условия трансформации человека как субъекта вселенского замысла.

Александр Асмолов: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Из книги "Психология личности"

Александр Асмолов: "XXI век становится веком изобретения человека, мастерской человека, производством человека. XXI век, как бы его ни называли, – эпоха антропоцена". Из доклада «Вечный вопрос психологии: помогает ли решение проблем психологии разрешать "психологические проблемы"?»

Просмотров: 4

©2019 - 2020 Метамодерн Институт Психологии и Творчества Павла Пискарёва

Политика конфиденциальности | Пользовательское соглашение

  • Facebook
  • Instagram
  • Vkontakte Social Иконка
  • Одноклассники Social Иконка
  • YouTube