• Алекандра Афанасьева

"Народный дух" Гегель

Обновлено: май 10

Георг Вильгельм Фридрих Гегель


Годы жизни

1770 - 1831


Место рождения

Штутгарт (Германия)


Профессия

Философ


Избранные труды


"Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук", "Философия права", "Философия истории"


Георг Гегель прошел путь от домашнего учителя до ректора Берлинского университета. Окончив Тюбингенский теологический институт, Гегель предпочел философию служению в церкви, вопросы религии он рассматривал скорее с философской и исторической точки зрения. Гегель посвятил жизнь изучению и осмыслению истории, политики, права, государственного устройства. Так, одна из его неоконченных рукописей называлась "Конституция Германии". Еще в гимназические годы он читал древнегреческие и римские сочинения, что в гораздо более позднем возрасте нашло отражение в его философии народного духа.


Как отмечают исследователи биографии Гегеля, его лекции поначалу не пользовались большим успехом, произведения, написанные весьма сложным языком, не раз приравнивались даже к шарлатанству: его философия характеризовалась "такой глубиной и тщательностью мысли, что она по большей части была малопонятной" (по выражению основоположника неогегельянства Джеймса Хатчисона Стирлинга). Однако систему взглядов немецкого мыслителя, как показала история, восприняли и развили политические идеологи, социологи, психологи, культурологи, философы 19-го, 20-го и даже 21-го веков. Феномен известности гегелевской философии сложился на нескольких базовых положениях, таких как принцип тождества мышления и бытия, абсолютная идея, закон двойного отрицания, законы диалектики.


Концепция Георга Гегеля к финалу его жизни стала настолько популярна, что были признана официальной философией Германии, и ее автор получил от короля награду за службу государству. Он считал, что монархия - самая совершенная форма правления, а "государство есть наличная, действительно нравственная жизнь" и "государство - это шествие Бога в мире".


Понятие "народный дух" возникло в философии Гегеля для объяснения особенностей различных эпох человеческой истории: на том или ином этапе на первый план выступал определенный народный дух. Согласно Гегелю, народный дух создается в зависимости от территориальных, природных и климатических условий и формирует государственность и судьбу нации, а история - это прогресс осознания свободы, у которого есть четыре этапа.


Первый - восточный мир, "детство" истории: Китай, Индия, Персия, Египет. Там не было понятия свободы, все были рабами, жизнь вращалась вокруг правителя. "Юность" истории пришлась на эпоху Древней Греции. Там народный дух смог породить понятия свободы и индивидуальности. "Возмужалость" Древнего Рима выразилась в том, что понятие свободы стало оформляться более отчетливо, и, хотя государство ставилось выше индивидуальности, в нем существовали свободные граждане (но не все: были и рабы). Этап "зрелости" пришелся на германский мир. Там реализовались принципы духовной свободы, братства в условиях монархического государственного устройства, в котором живут равноправные граждане. В парадигмальном анализе второй и третий этапы могут быть объединены в один, а за германским миром последует славянский мир полного равноправия и равноценности всех людей.



Георг Гегель: "Истина рождается ересью, а умирает предрассудком"

Георг Гегель: "Противоречие ведет вперед"


Просмотров: 0Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все