• Алекандра Афанасьева

"Стили управления", Р. Лайкерт

Обновлено: май 4

Ренсис Лайкерт


Годы жизни

1903 - 1981


Место рождения

Шайенн (США)


Профессия

Социолог, психолог


Избранные труды

"Новые способы управления конфликтом", "Организация человека: ее управление и ценность", "Новые модели управления", "Новый тип менеджмента"


Крупнейшая забастовка железнодорожных работников в Америке в 1926 году повлияла на окончательный выбор профессионального пути Ренсиса Лайкерта, который к тому моменту получил инженерно-строительное образование и стажировался на железной дороге. Во время забастовки Лайкерт увлекся наблюдениями за поведением людей и его влиянием на экономические проблемы.


Решив посвятить жизнь социологии, Ренсис Лайкерт стал бакалавром этой науки в Мичиганском университете. Затем защитил в Колумбийском университете докторскую диссертацию в области психологии и стал заниматься исследованиями в сельском хозяйстве и на производствах, позднее - в военных и финансовых ведомствах, а после войны - возглавил центр исследований по проблематике организаций и управления при университете штата Мичиган. В конце жизни организовал собственное агентство, которое изучало и консультировало корпорации по всему миру.


Ренсиса Лайкерта как ученого причисляют к так называемой школе человеческих отношений, возникшей благодаря социологам Фрицу Ротлисбергеру, Элтону Мэйо, Дугласу МакГрегору и другим. Он также известен тем, что внес значительный вклад в разработку психометрии как метода изучения мнений, опыта и предпочтений людей. Шкалой Лайкерта в честь автора назван один из способов сбора и анализа ответов в опросниках.

В середине 20-го века Лайкерт провел на производствах ряд исследований, выводы которых позднее легли в основу хрестоматий по социологии и менеджменту. Ученый и его коллеги сравнили компании с различной производительностью в нескольких отраслях и выяснили, что разница зависит от стиля управления: наилучшие результаты - там, где стиль руководства сфокусирован на человеческих отношениях, а не на экономических показателях. Существует четыре стиля управления, которые можно распределить по возрастанию эффективности работы организации.

Первый, авторитарный, характерен для групп, где властвует руководитель, использующий страх как главный инструмент влияния. Поощрения случайны, доверия к сотрудникам нет, они не подключены к системе принятия решений, концентрирующейся на вершине иерархии.


Во втором случае применяется поощряющий стиль ("благосклонно-авторитарный" в авторской формулировке). Степень доверия к низовым слоям организации и их поощрение возрастают, наказания принимают не столько реальный, сколько потенциальный характер. Однако вертикальное движение информации в обоих направлениях остается весьма ограничено.

Делегирующий стиль управления ("консультативный") предполагает расширение полномочий подчиненных, включение их в систему принятия решений на низовых уровнях, более активное общение их между собой и с руководством на фоне более разнообразных поощрений и редких наказаний.


Наилучшим представляется доверительный ("партипативный") стиль: все члены организации в равной степени делятся информацией, развиты горизонтальные и вертикальные связи и участие в принятия решений. Оно становится частью мотивационной системы, в которой также используются денежные награды и поощрение развития людей в целом.


Ренсис Лайкерт: "Менеджер, у которого есть высокие производственные цели и отличная организация работы, но который полагается исключительно на экономические потребности и прямое давление для мотивации своих людей, весьма вероятно, будет разочарован своими достижениями. Неэкономические мотивы должны использоваться в полной мере, наряду с экономическими потребностями, для создания целей высокой производительности и установления уровня мотивационных сил, обеспечивающих высокую производительность"

Просмотров: 0Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все