• Алекандра Афанасьева

"Этапы развития команды" Сьюзан Уилан

Сьюзан Уилан


Годы жизни

1948 - 2019


Место рождения

Провиденс (США)


Профессия

Психолог


Избранные труды


"Создание эффективных команд: руководство для членов и лидеров", "Содействие учебным группам", "Групповые процессы: перспектива развития"


В теории и практике менеджмента особое внимание развитию команд стали уделять в 60-х годах 20-го века, хотя теории группового развития возникли гораздо раньше, на рубеже двух веков. Интерес был вызван ростом промышленности на Западе, а позднее - острой конкуренцией корпораций Америки с компаниями Японии и Кореи, обладающими собственными сильными традициями "народного" управления производственными процессами.


Появилось несколько десятков концепций, которые предполагают циклическое, маятниковое, непоследовательное, линейно-последовательное развитие команд. Модель Сьюзан Уилан говорит как раз о линейно-последовательном групповом развитии.


Его вопросами Сьюзан Уилан занималась в течение почти сорока лет сначала в Университете Темпл в Филадельфии, а затем в собственной компании. Ее неоднократно приглашали для выступлений и исследований в страны Скандинавии, Соединенного Королевства, Израиль и т. д.


Согласно комплексной модели группового развития Сьюзан Уилан, жизнь команды проходит в пять этапов. Чтобы понять, на каком из них находится команда, можно применить авторскую систему наблюдения Уилан. Полученные знания позволят ускорить прохождение наиболее сложного, конфликтного второго этапа, и, конечно, оптимизировать остальные.


Сьюзан Уилан сравнивает жизнь группы с развитием человека. На этапе формирования команда зависит от лидера, как ребенок от родителя. Осуществляется выбор направления движения, задаваемого руководителем, уточнение ролей членов команды и правил взаимоотношений. На этапе подростка или "шторма" возникают конфликты внутри группы и группы с лидером. Причины - необходимость уяснить единый набор целей, ценностей и оперативных процедур и создать поле доверия. Если второй этап завершается успешно, команда переходит к "взрослению" или становлению, когда на основе доверия, принятия индивидуальных различий и готовности к сотрудничеству возрастает ориентация на общие задачи и укрепляются позитивные рабочие отношения. Четвертый этап – это стадия реальной команды, "взрослая жизнь", время наибольшей эффективности команды и сосредоточения на целях, по мере достижения которых может наступить, согласно авторской модели Уилан, этап распада группы.


Сьюзан Уилан: "Создание здоровых и эффективных групп, способных реагировать на новые вызовы, является, пожалуй, самой важной задачей, стоящей перед сегодняшним человеческим сообществом".



Просмотров: 0Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все