• Алекандра Афанасьева

"Конструктивизм" Татлин

Владимир Евграфович Татлин


Годы жизни

1885 - 1953


Место рождения

Москва (Россия)


Профессия

Художник, архитектор, инженер, модельер, сценограф


Избранные труды

Модель "Башня Татлина", летательный аппарат "Летатлин", автопортрет "Матрос"


Владимира Татлина иногда сравнивают с Леонардо Да Винчи - настолько широк спектр областей искусства, дизайна и инженерии, в которых нашел применение его талант. По иронии судьбы в юные годы Татлин был отчислен из художественного училища за неуспеваемость и "неодобрительное поведение». Получив образование и опыт службы матросом, Владимир Татлин закончил Пензенское художественное училище. Позже, будучи состоявшимся и признанным профессионалом, он преподавал в нескольких городах в высших учебных заведениях художественной и материаловедческой направленности.


Старт его творческого пути ознаменовался активным самовыражением в среде авангардистов, соперничеством с Каземиром Малевичем, знакомством с Пабло Пикассо, громкими выставками картин и объемных абстрактных композиций, называемых контррельефами и выполненных в сочетаниях из металла, обоев, стекла и других материалов. В первые послереволюционные годы Татлин предложил несколько грандиозных проектов в духе времени, которым не суждено было реализоваться.

Татлин работал как архитектор, декоратор, дизайнер одежды и предметов быта, сценограф, актер, режиссер, преподаватель и даже инженер-проектировщик летательного аппарата, к сожалению, так и не совершившего ни одного полета. Первая и последняя персональная выставка работ Татлина прошла в 1932 году. В сложившейся вскоре политической обстановке его творчество заклеймили как «вредный формализм», и художник был вынужден заниматься работой, значительно уступающей уровню его таланта.

Владимир Татлин известен как родоначальник конструктивизма: он считал, что художнику следует «ставить глаз под контроль осязания», то есть синтезировать различные виды искусства и обращать их на цели реальной жизни. При этом вещи и функциональные объекты, созданные или спроектированные художником, зачастую становились предметами искусства. В его основе, согласно Татлину, находятся материал, объем и конструкция.


Эта концепция в начале 20-го века породила новое направление искусства - конструктивизм. Для него характерны отчетливая геометрия и структура объектов, выраженное внутреннее пространство и объем, использование свойств материалов и функциональность. Создаваемый объект должен иметь практический смысл. Соответственно ему подбирается материал. Он в сочетании с прагматической задачей задает требования к моделированию. В итоге объект получает физический объем, воздействующий на психическую и материальную реальность человека.



Владимир Татлин: «Не к старому, не к новому, а к нужному! Вещь должна быть прочной, полезной и красивой»


Юрий Анненков, художник-авангардист, писатель: "Искусство, продолжал Татлин, должно стать знаменосцем, передовым отрядом и побудителем прогресса человеческой культуры, и в этом смысле должно быть полезным и конструктивным" (из книги "Дневник моих встреч")




Просмотров: 0Комментариев: 0